djartik (djartik) wrote,
djartik
djartik

Categories:

Тайны и открытия Волгоградского Музея Изобразительных Искусств им. И.И. Машкова

Итак, под предводительством Сергея состоялось наше очередное знакомство с музеями города-героя. На этот раз мы посетили Волгоградский Музей Изобразительных Искусств имени И.И. Машкова.

Немного истории: Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И.Машкова- единственный художественный музей нашего региона. Его организация в 1960 г. стала третьей по счету попыткой создания художественного музея в нашем городе. Первая картинная галерея в городе Царицыне открылась в 1918 году, однако её деятельность была прервана начавшейся вскоре гражданской войной. Вторая открылась в начале 1938 в здании лютеранской кирхи и просуществовала до Великой Отечественной войны. К сожалению, коллекцию галереи спасти не успели. Воссоздание третьей галереи было в чем-то символичным, город воссоздавался из руин и нужно было также воссоздать его культуру. Население города выросло в десять раз, однако досуг был ограничен. Кроме того считается, если в городе нет музея, значит в городе что-то не в порядке, а если музей начинает страдать (допустим нет поддержки на банальный ремонт), да и культура в целом то это уже тревожные знаки для общества/государства в целом.

Но вернемся к экскурсии. По ходу публикации я попробую вспомнить истории написанных картин. Да, я не припомню такой подробной и насыщенной экскурсии. Наверное в этом есть плюс, когда вам рассказывают от души, а не по подготовленному часто пересказываемому материалу. За это отдельное спасибо нашему экскурсоводу - Елене Огарковой.

Музей Машкова

2. A Giuseppe Stalin maestro guida e capo di bolscevichi nel lxx anno di sua vita.
Антонио дель Поллайоло "Геракл и Антей". Это скульптура была отлита итальянскими мастерами в 1949г. в качестве подарка Сталину на 70-летний юбилей. На табличке написано высказывание Сталина, непосредственно связанное с данными героями.
Музей Машкова

3. Пьетро Делла Веккио, Елиазар и Ревекка. XVII век. Италия.
Картина описывает библейский эпизод о том как престарелому слуге по имени Елеазар дали сложное задание - подобрать жену Исааку, сыну Авраама. Он долго размышлял над поручением, и после долгих поисков загадал - что та девушка, что напоит всех всадников и верблюдов, станет достойной чести стать женой Исаака. Близ города Нахор Елеазар встретил эту девушку - ей оказалась Ревекка. За оказанную услугу девушке было предложено выйти замуж, на что она согласилась. Помимо этого Ревекка получила ожерелье и два золотых браслета.
Музей Машкова

4. Неизвестный художник, Кермесса XVII век. Фландрия.
В этой картине примечательно то как тщательно художник передает отдельные детали, а сама картина просто наполнена голосами изображенных людей, ведь у каждого своя история, одни дерутся, другие просят вина, где-то гадает цыганка..
Музей Машкова

5. Портрет неизвестного мужчины
Особенность этого портрета, что написан он на металлической пластине - это придает особый блеск краскам и воздушность (или даже пушистость) волосам мужчины.
Музей Машкова

6. Богиня Диана и Актион
Картина иллюстрирует миф о богине охоты Диане и охотнике Актионе. После долгой охоты в жаркий солнечный день богиня охоты  совместно  с нимфами купалась в озере. Что случайно увидел охотившейся в этот день Актион. За такую дерзость богиня Диана наказала охотника превратив его в оленя, которого растерзали собственные собаки.
Музей Машкова

7.Портрет Петра I.
При Петре I происходит развитие  живописи в России. В период его правления активно приглашаются иностранные художники для обучения русских талантов, покупаются картины за границей, особо одаренные художники обучаются за границей (им выплачиваются пенсии)...
Музей Машкова

8. Антропов А.П., Портрет Екатерины II
Единственный русских художник, который был приглашен для написания коронационного портрета Екатерины II.  Так как до этого он расписывал соборы, рисовал и подправлял иконы, писал портреты....Его мастерство не столь идеал как у заграничных мастеров - в картине как будто не хватает воздуха, аксессуары плоские  и пропорции тела не идеальны... сказались традиции написания образов святых на иконах...
Музей Машкова

9. Шубин Ф.И. "М.В. Ломоносов", 1792 г., Россия
Шубин из крестьянской семьи, с детства увлекался резьбой по кости. В девятнадцать лет отправляет в Петербург. Он заканчивает академический курс и овладевает главными приемами европейского скульптурного мастерства. Затем одним из первых пенсионеров (т.е. получает пособие) едет за границу для совершенствования своих навыков. По возвращению домой его работы высоко ценятся. Однако под конец жизни он беден, у него нет дров топить печь в мастерской...и именно в этот момент он делает по памяти бюст своего учителя - Ломоносова М.В.. В этой работе проявляется "автопортрет в портрете" бесспорно уши, глаза, рот.. - все Ломоносова, а вот мимика, характер - это Шубин.

Музей Машкова

10. Портрет морского офицера
Кто изображен на картине - не известно, однако относительно недавно во время реставрации картину перевернули и под лучом солнечного света заметили надписи. Их можно разглядеть на погонах офицера. На вопрос - "Кто изображен на картине?" - ответа нет...
Музей Машкова

11. Брюллов К.П., Ангел и Пери.
В процессе написания картины художник был воодушевлен восточными мотивами, однако в процессе работы его заинтересованность иссякла... Как результат - картина осталась не завершенной.
Музей Машкова

12. Филиппов К. - Бегство болгар с Дуная
Одна из самых масштабных картин музея. При внимательном рассмотрении картины вблизи можно увидеть русского солдата с маленькой девочкой на руках.
Музей Машкова

13. Воробьев М.Н., Иерусалим. 1849 г., Россия.
Воробьева по заданию российского правительства командировали на Ближний Восток. Во время путешествия он делает зарисовки Иерусалима и уже на родине пишет много картин этого места с разными вариантами "игры солнечного света".
Музей Машкова

14. Саврасов А.К., Распутица, 1894 г., Россия
Эта картина была написана за три года до смерти художника.  Он  беден, у него умирают две старшие дочери - в семье элементарно нет денег на лекарства, не выдержав этого от него уходит жена с двумя детьми... Его ученик писал "Видел Савравова ...он прошел мимо в женском пальто и не поздоровался..."  У него появляется "товарищ", который постоянно покупает у него одну и ту же картину "Грачи пролетели" за бутылку водки и кусочек черного хлеба...  Не смотря на столь печальную судьбу, этот Великий человек дарит миру еще одну великолепную картину, которая нечем  не выдает тяжесть его положения.
Музей Машкова

15. Дипломная работа Нестрова Михаила Васильевича - До государя челобитчики, 1886г.
Таинственная загадка музея. Картина была написана в период бурных экспериментов художников с добавлениями химических компонентов в краски. Со временем какие-то компоненты вступили в реакцию из-за чего картина медленно чернеет.... спасти ее не может даже реставрация - как не печально  - она бессильна... Единственный образ который сохранился  - это образ мальчика, который держит свечу. Силуэт мальчика художник писал со своей жены. Они с женой из разных сословий, его родственники не благословили брак.  Они все же обвенчались. Через год на следующий после родов жена умирает.
Музей Машкова

Благодарим администрацию музея и Сергея sdvoryanchikov за организацию столь интересной экскурсии!
Текст написан в соавторстве с милой N.
В следующем посте фотографии из мастерской Ильи Машкова.

Tags: 2015, Волгоград, Машков, блогеры, мероприятие, музеиВолгограда, музей, экскурсия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments